«Ложечку за маму, ложечку за папу»: как говорить с ребенком о здоровом питании и лишнем весе
Как говорить с детьми о правильном питании, излишнем или недостаточном весе и стоит ли вмешиваться в отношения ребенка с едой?
Мы собрали вопросы читателей и задали их Мадине Каировой — психотерапевту, работающему с нарушениями пищевого поведения.
Почему тема еды — область повышенной тревожности?
«Ограничиваю сахар (убрала соки, кетчуп), мучное убрала, из сладкого зефир и мармелад и только утром, уже минус 1,5 кг. Тяжело ребенку, конечно, когда вокруг все шоколадки трескают и мишки Барни, да соками запивают. Пошли на хореографию. Очень надеюсь, что «похудею» ее. А как говорить об этом правильно — не знаю. Я по-всякому говорила, и кричала, и ругала. Ну вот что делать?».
В нашей культуре устойчиво мнение, что то, как выглядит и как ведет себя ребенок, свидетельствует о том, хороша семья или нет. Если ребенок полный или слишком худой, родители могут испытывать неловкость за него перед другими, словно не обладают достаточной родительской компетентностью привести его «в форму». То, как ребенок питается, также становится маркером и критерием оценки «хорошести» семьи. И если некогда фраза «твой ребенок хорошо ест» означала, что ты хорошая мать и можешь хорошо и обильно накормить своего ребенка, то сейчас эта же фраза означает, что он не ест много сладостей и фастфуда, а питается правильно. Под таким социальным давлением родители могут принимать не самые лучшие решения для формирования правильных пищевых привычек у детей.
Из моего опыта работы: чаще всего ребенка ограничивают в «неправильной» еде либо принуждают есть «правильную». Мотивации разные:
- это диетический опыт родителей, их установки делить еду на «здоровую» и «больную», их собственные страхи поправиться или потерять мышечную массу;
- это тревожность родителей в связи с тем, что ребенок начинает меняться — например, заметно полнеть, а такое часто встречается в предподростковом или подростковом возрасте, когда ребенок сначала растет вширь, а потом вытягивается, обретая абсолютно нормостеническое телосложение;
- это консультации врачей, которые ставят ребенку диагноз «лишний вес» и рекомендуют посадить на диету.
Но дело в том, что любое ограничение или принуждение в еде, особенно в детстве — большой риск развития расстройств пищевого поведения и почти гарантированные проблемы с самооценкой и самопринятием в будущем. Идя по пути ограничения или принуждения, мы вступаем на путь пищевого насилия. Это крайность.
Другой полюс в воспитании пищевых привычек — вседозволенность и отсутствие всякой структуры питания. Это встречается реже.
Истина где-то посередине. Кормить ребенка важно без принуждения, но структура питания должна быть обязательно. Именно структура научит ребенка кормить себя, пробовать разную еду, ориентироваться на сигналы своего тела и выбирать ту еду, которая необходима и нравится в данный момент. Задача родителя — не только обеспечить адекватной едой ребенка, но и создать правильную схему питания.
Что значит адекватная для ребенка еда и как выстроить схему питания?
«У него школа, потом тренировка, вечером уроки, а я на работе все время. Питается он кое-как, что мне ему сказать, если я сама наедаюсь перед сном — за целый день?».
Для сбалансированного питания на столе должны присутствовать:
- белки — как строительный материал для растущих мышц;
- сложные углеводы — как источник энергии;
- жиры — важный элемент питания, обеспечивающий длительную сытость;
- овощи или фрукты;
- молочные продукты;
- десерты.
При таком подходе, ребенок не будет переедать сладости, потому что будет сыт.
Схема питания — три основных приема пищи и три перекуса. При такой системе ребенок не будет испытывать сильного голода и будет получать все необходимые ему макро- и микронутриенты.
Перерыв между приемами пищи не должен составлять более трех часов, особенно если у ребенка уже наблюдаются расстройства питания.
Любую схему можно адаптировать под режим дня и различные занятия ребенка.
Например, если дорога до дома занимает длительное время, то бутерброд, зерновой батончик или то же сладкое (на его выбор), съеденные по дороге домой, снизит вероятность переедания. Еще раз повторюсь: чтобы сформировать здоровые пищевые привычки у ребенка необходимо обеспечить его адекватной едой и придерживаться схемы питания. На этом власть, врученная родителю для заботы о ребенке, заканчивается. Что и как есть ребенок решает сам.
Как можно регулировать питание ребенка с учетом его потребностей?
«Моя дочка нормальная, не худая и не толстая, но очень любит булки и сладкое вообще. я ей говорю постоянно, предупреждаю, что булки могут аукнуться потом, чтобы не увлекалась, поэтому внушаю уже сейчас: сладким лучше не увлекаться, есть можно все, но понемногу, обязательно физическая нагрузка должна быть, и тогда будешь нормальную фигуру иметь»
Это очень частая история, вы накрываете на стол разнообразные блюда, а дети в первую очередь хватаются за еду с высоким содержанием углеводов — сладкое, компот, булочки.
Дело в том, что пищевые потребности детей отличаются от пищевых потребностей взрослых. Углеводы нужны детям для роста и развития. Сладкая еда — надежный источник энергии для ребенка. При этом исследования показывают, что потребность в сладком снижается, когда заканчивается период роста.
Еще одна причина любви к сладкому — это пища для мозга. У развивающегося мозга ребенка потребность в углеводах в два раза выше, чем у взрослого. Пик потребления мозгом глюкозы приходится на возраст пять лет. Это объясняет, почему дошкольники и школьники младших классов так любят хлеб, печенье и различные сладости.
И, наконец, именно углеводы участвуют в процессе роста костей у детей. Поэтому когда ребенок съедает, на ваш взгляд, большое количество крахмалистых и сладких вкусностей знайте — он ни при чем, организм требует.
Чем можно ему помочь в выборе вкусностей, так это создать питательную и доступную среду с обширным выбором качественных углеводов — фрукты, домашнюю выпечку, зерновые и бобовые продукты, сладости. Ребенок чаще выбирает конфету лишь потому, что ее легче взять и съесть. А вот если на тарелке лежат дольки разрезанного яблока, морковки, конфеты, печенья и т. д., то разнообразие выбора увеличивается. Предлагайте разную еду, но старайтесь не вмешиваться в выбор ребенка. Такой подход поможет избежать сложностей с кормлением.
Кто хозяин желудка?
«Я ей постоянно говорю, не трескай ты эти булочки, шоколадки, от них вред один, никакого толка…».
«Я говорю ребенку: «Тебе нужно нормально питаться, ты совсем ничего не ешь».
Питание и любопытство к еде — наш врожденный механизм. Если не вмешиваться в этот процесс и оставить ребенка в покое, то все будет в порядке. Ребенку важно самому разобраться, что и как ему есть. Детское питание отличается от взрослого своей неравномерностью: в один день много, в другой — мало, один день в рационе один хлеб, булочки, печенье, а в другой — мясо или огурцы. Смешивать вкусы и есть несовместимые, на взгляд взрослого, продукты — все это нормальная динамика детского питания. Так дети знакомятся с едой.
Проблемы начинаются, если взрослый пытается этот процесс контролировать. И тогда переедание становится скорее следствием тревоги ребенка и его ответом на принуждение. Даже если его ограничивают в сладком, даже если вся семья пытается быть морально устойчивой и питается исключительно правильными продуктами, рано или поздно ребенок пойдет в школу, во двор играть со сверстниками, у него появятся карманные деньги. И вот тут начинаются «зажоры» и как следствие стремительный набор веса.
С «малоежками» ситуация немного иная: мне не приходилось еще встречать детей, которые истощились от голода при условии, что доступ к разнообразной еде им обеспечен. Если же, например, обращать внимание на то, что ребенок мало ест или привередничает («Пока не доешь овощи, сладкого не получишь»), то вырастая, он будет еще более привередлив в еде или зациклится определенных продуктах, чаще на сладостях, ведь именно вокруг них ведутся войны и различного рода манипуляции. Став взрослыми, можно наконец-то не есть эти овощи, а сразу перейти к десерту.
Вывод прост — чтобы ребенок научился есть сладости и вовремя останавливаться, сладкое должно быть в доступе. В этом случае не развивается тревога, что сладкое могут отнять, а значит, не возникает нарушений питания. Если же ребенок уже увлекается сладким и переедает его, можно предложить отложить (но не отказывать) вкусное до следующего приема пищи или перекуса, т. е. вписать в рациональную структуру.
«Да, я говорю, что он толстый, но не делаю из этого трагедию!»
«У нас бабушка говорит полноватой девочке: «Толстая! Худеть надо. Срочно заниматься спортом!».
«Ой, ну прям не скажи ничего, можно подумать, именно из-за этого проблемы начнутся... Да они начинаются не от слов «тебе неплохо похудеть / пополнеть», а от режима питания и активности».
Диетическая культура увлекла уже не одно поколение. Ей подвержены и мужчины, и женщины. Комментарии родителей, бабушек и дедушек относительно своих размеров тел и тел других людей автоматически впитываются детьми. Даже если эти комментарии непосредственно не относятся к самому ребенку, дети легко их интерпретируют как относящиеся к себе. А уж если эти оценки направлены на ребенка, то чувство собственной защищенности, значимости оказываются под серьезной угрозой.
Родители или родственники, которые контролируют, осуждают, наказывают или поощряют с помощью еды, способствуют возникновению проблемных отношений с едой.
Если ребенок слышит в свой адрес «ты толстый(ая)», «все хорошо, только бы живот подтянуть», для него это означает, что его не любят и не принимают таким, какой он есть, его вес определяет, какой он — хороший или плохой, совершенство его тела определяет, будет мама рада или нет.
Получается, что внешность — это самое важное, чтобы заслужить одобрение других и быть счастливым. Не ум, способности, возможности, достижения, интересы, увлечения, которые действительно влияют на уровень удовлетворенности от жизни.
Одна фраза «ты толстая» — и все летит в тартарары. Ребенок чувствует свою беззащитность и вину перед взрослым, особенно когда съест булочку, стыд и обиду отвержения. Потом это перерастает в ненависть к себе и своему телу, из-за которого его не принимают или осуждают. А далее схема известна: диета — срыв — набор веса — диета... Желая из лучших побуждений помочь своему ребенку, родитель лишь способствует возникновению проблем в самопринятии и отношениях с другими в будущем.
Вырастая, молодая женщина или молодой мужчина, как и миллионы других, будут тратить массу ресурсов, денег, сил, чтобы соответствовать стандартам красоты. А ведь мнение, что только определенный вес или фигура могут считаться достойными, только определенный «стандарт» тела делает тебя успешным в карьере или поисках партнера — один из главных мифов диетической индустрии. Под давлением близких и извне уверенность, что «со мной все в порядке», постоянно подрывается.
Помните, в Китае когда-то было модным калечащее бинтование ног у девочек, и невесту искали, учитывая ее размер ступни. Сегодня это может показаться смешным, но если приглядеться, современные стандарты «90-60-90» — то же самое.
«Дочь-подросток «тощая до крайности». И ее вес, вызывает у меня некоторую настороженность. Не в плане «массы тела», а в плане того, что она от своей худобы тащится. Ей очень нравится быть высокой и тощей, когда все тело — сплошной рельеф мышц. Я опасаюсь как бЭ сие не стало проблемой в будущем, с маниакальным желанием не толстеть»
Нам приходится принимать тот факт, что массовый стандарт красоты в наше время — это тощее и мышечное тело. Подростки подвержены массовой культуре, и любое комментирование или конфронтация с этим стандартом будет вызывать сопротивление. Лучшее, что здесь можно сделать — комментировать не данные внешности подростка, а его качества — «ты быстро бегаешь», «ловкая», «грациозная» и т. д.
Как помочь ребенку вырасти в здоровых отношениях с едой и телом?
1) Отказаться от весов.
Принять тот факт, что размер и массу тела на 70% определяют наши гены. Пытаться корректировать его размеры и объемы, особенно в подростковом возрасте — прямая дорога к набору веса.
2) Сфокусироваться на здоровье, а не на весе или размере тела.
Если использовать спорт для похудения, то вряд ли физические упражнения будут приносить радость и удовлетворение. Скорее это станет инструментом наказания за преступно съеденную булку.
3) Воздержаться от осуждающих взглядов или любых комментариев в сторону ребенка, когда он ест или просит добавки.
Ребенок чувствителен к оценкам, и это его ранит. Если предоставить ему возможности для здорового питания и движения в удовольствие, с ним все будет в порядке. Это даст ребенку возможность научиться слушать свое тело и его потребности. Работа родителя быть примером здорового образа жизни — именно таким образом дети поймут, что это важно.
4) Организовать семейные обеды или ужины.
Это одна из нескольких доказанных стратегий для профилактики ожирения и расстройств пищевого поведения. Исследователям пока до конца не понятно почему, но совместные приемы пищи с близкими (как минимум три раза в неделю) связаны с более здоровыми отношениями с едой.
5) Защищать своего ребенка от непрошенных комментариев в адрес его тела.
Даже если бабушка гладит по головке, приговаривая: «Ты, мой пончик!». Даже если врач выводит в карточке «ожирение», не нужно говорить об этом в присутствии ребенка. Предвижу возражения, что ребенок или подросток с плотным телосложением так или иначе будет сталкиваться с социальным давлением или насмешками. Однако исследования доказывают, что на самовосприятие ребенка влияет прежде всего семья. И если в ней не ведутся разговоры вокруг веса, еды и диет, дети вырастают с гармоничным образом тела.
6) Обратиться за помощью.
Не всегда просто принять или реализовать эти стратегии для ребенка. Если родитель имеет личные проблемы с пищевым поведением, боится поправиться, имеет диетический опыт или боится расстаться с весами — это может быть поводом обратиться за помощью к психологу, чтобы встретиться со своими пищевыми кошмарами, страхом оценки и желанием соответствовать ожиданиям.